Успеваемость и неуспеваемость детей в школе Успеваемость и неуспеваемость детей в школе

Вот и начался учебный год. И родители начинаются волноваться по поводу оценок своих детей. Подогревают это волнение ближайшие родственники, учителя, изображающие дикое волнение и внутренние «загоны» родителей.

Наверное, каждому родителю важно, чтобы его ребёнок учился хорошо. За успеваемостью ребёнка некоторые родители следят больше, чем за здоровьем и тем болеем уровнем счастья ребёнка. Показателем успеваемости в школе становятся хорошие оценки в дневнике и похвалы от учителей. Самое что удивительно, родители зачастую отражают именно похвалу в адрес родителей, чтобы учитель сказал: «Ай, какого прелестного, умного, воспитанного ребёнка Вы воспитали!». Особенно ценится родителями такая похвала на родительском собрании, чтобы вот при всех горделиво озираться по сторонам и таинственно, якобы смущённо улыбаться, мол, да, вот такое волшебство и чудо у меня случилось. А на деле за этим волшебством и чудом скрывается что? Правильно, бесконечные совместные уроки, когда родители или буквально палками выбивают из своих ненаглядных чад красивый почерк, или же когда родители сами берутся выполнять домашние задания. В обоих случаях ребёнок со временем теряет интерес к учёбе, даже если он у него был. В ответ на такое сопротивление родители начинают активно давить на ребёнка, подминая его и всю ситуацию под себя. И вот ребёнка уже критикуют, ругают, некоторые даже физически наказывают. На ребёнка сыпятся обвинения в его тупости, криворукости, никчёмности. В ход идут все способы, которые, по мнению родителей, должны обратно вернуть ребёнка в русло успеваемости. Той самой «успеваемости», о которой грезит мама, бабушка, папа или дедушка, а то и вся семья сразу – хорошие оценки и очередные какие-то слова родителю на собрании. А то ли у нас в обществе принято считать успеваемостью? Хорошо ли, если эта самая успеваемость не просто есть, а ещё и высокая? И всегда ли неуспеваемость – это именно неуспеваемость и непременно что-то плохое? Давайте разбираться.

...

Дарья Беляева – психолог и тренер личностного роста

Запишитесь на дистанционный приём к профессиональному психологу и тренеру личностного роста Дарье Беляевой! Запись на дистанционную консультацию к психологу и тренеру личностного роста позволит найти решение своих проблем и получить ответы на свои вопросы!

Что такое обучение?

Успеваемость и неуспеваемость – это же про обучение. Успевает в обучении кто-то или же нет. А значит для того, чтобы разобраться с явлением успеваемости и неуспеваемости в школе нужно разобраться с тем, что же такое обучение.

Обучение у нас бывает двух видов: реактивное и спонтанное.

Реактивное обучение – это то самое, которое в школе. Когда есть план обучения, мы все дружно ему следуем. И ты, и он, и она, и Васенька, и Марусенька, и все. И тут совершенно без разницы, готов ли ребёнок к восприятию этой темы. А хочет ли он это вообще сейчас знать. Без разницы. Учительница говорит, что надо знать СЕЙЧАС таблицу умножения, вот и знай. И без всяких там! Таков план учёбы! Шаг влево шаг вправо – расстрел! А точнее дружное порицание: учитель давит на ребёнка в классе, а потом на родителя, родитель давит на ребёнка дома, а на учителя возможно давит, например, завуч. И никого не волнует, что все дети разные. Одному не интересно учить эту таблицу в данный момент, другая распрекрасно считает в уме по собственной схеме, а кто-то вообще ещё должен был бы в игрушки играть, его время понимать и запоминать таблицу умножения не пришло. И всё это нормально! Но, естественно, всем как-то «по барабану», никого это не волнует. Главное – быть в строю и не выбиваться. Такова суть реактивного обучения. Соответственно, с таким отношением к личностным особенностям обучающегося результат вполне предсказуемый.

Спонтанное обучение – это то обучение, при котором информация приходит к ребёнку в момент его собственного интереса. Когда он сам хочет (а, следовательно, и готов) воспринять эту информацию, понять, усвоить, осознать и использовать её в жизни. А хочет ребёнок ровно в тот момент, когда в его головном мозгу сформированы клетки для восприятия этой информации. Соответственно как только приходит такой момент, ребёнок сам задаст вопрос. И будьте уверены, дорогие родители, ребёнок хорошо воспримет ответ на этот свой вопрос! Это и есть момент спонтанного обучения. Более того, ребёнок сам задаёт ракурс желаемой информации. Он задаст вам вопрос именно так и в такой форме, с какого ракурса он хочет рассмотреть тему. Соответственно, нужно внимательно и максимально полно отражать вопрос, чтобы дать нужный ответ. Не надо давать лишней информации. Спросив, почему трава зелёная, ребёнок не хочет слышать про отражение и расщепление солнечного света и что небо голубое из-за атмосферы вокруг нашей планеты. Вначале достаточно просто сообщить, что состоит трава эта из зелёных клеток. После, когда ребёнок спросит, что такое клетка, не надо рассказывать ему про молекулы.

Спонтанное обучение – это очень качественный механизм познания. Так как ребёнок сам созрел для какой-то информации, он её идёт получать. Если вы не ответите ему нормально, как именно из мамы рождаются дети, то он найдёт, где откопать эту информацию. Включая, правда, слова и картинки на заборе. Спонтанное обучение, если смотреть сам процесс, является лучшим способом, так как ребёнок реально усваивает информацию и усваивает её быстро, хорошо, надолго и, что самое главное, по собственному желанию! И здесь есть один важнейший момент. Зачастую родители сами могут угробить даже этот природный процесс. Как? Да запросто. Когда ребёнку интересно что-либо, ему просто запрещают это познавать. «Не задавай глупых вопросов», «Не играй с этим! Швабры детям не игрушка» и так далее. Это вы думаете, что без именно этой швабры с дозатором чистящего средства вам не прожить, да и стоит она дорого. А у ребёнка физиологически обусловленная потребность изучать эту швабру, понять, что в ней зачем и как её вообще использовать. И тут вы своим запретом говорите ему: «Нет!». Что слышит ребёнок? «Не учись! Не познавай!». Стоит ли надеяться потом на интерес ребёнка к образованию?

А как быть со школой? 

Спонтанное обучение, безусловно, лучшее, что могло бы быть в школе. Но у нас этого нет. И навряд ли будет в ближайшее время. Так оно сложнее, чем всех под одну гребёнку смести и от этого плясать. Поэтому просто запомните: ваше мнение, что в данный момент ребёнку интересно и нужно знать – это лишь ваше мнение. И даже если оно совпадает с мнением учителя, это ещё ничего не значит совершенно. Ваша задача умудриться спонтанное обучение подвести к реактивному. Чтобы темы совпадали. То есть, если говорить проще, ваша задача – замотивировать ребёнка изучать школьную программу. При этом ваша задача расслабиться в случае его нежелания учить вот так сразу этот русский язык с его падежами. Если ваш ребёночек не понимает сейчас что-то, то не переживайте, поймёт чуть позже. А пока займитесь тем, чтобы развить в нём интерес к предмету в целом. Развить, но не продавить и заставить! С продавливанием личности школа справится и без вас, уж поверьте! Ну не интересна математика, не надо заставлять это всё зубрить. Лучше расскажите ненавязчиво, как она может быть полезна. Пусть ребёнок сам поймёт, что запомнив эту несчастную таблицу умножения он быстрее в магазине сориентируется, сколько вкусных жвачек и конфет у него влезет в ту сумму, что мамочка дала на карманные расходы.

Что же касается оценок, то здесь вообще успокойтесь. Оценка – это что? Это показатель, что ребёнок хороший или плохой? Или показатель, что вы прекрасный или ужасный родитель? Нет! Это по сути всего лишь циферка, так как у нас оценки у учителей далеко не всегда реально объективны. И это, к сожалению, факт. Так что забудьте свою мантру «А вот я в твои годы отличником был, в космос вечером летал, чтобы Луну почистить от космического мусора, спортсменом был и гордостью СССР». Во-первых, вам это всё сейчас так кажется. И что вы был прекраснейшим ребёнком, и что учёба вам давалась легко. Во-вторых, что вы, что ваши дети, что их дети будут сопротивляться школе. Далеко не каждый ходит в школу с диким кайфом именно, чтобы учиться по этой самой системе. Это норма! Ребёнок имеет право желать, чтобы ему было интересно жить, интересно учиться. И не в ваших интересах этого права его лишать.  

А что же делать с неуспеваемостью? 

Мы уже разобрали, что успеваемость – это штука условная. Реальная успеваемость возможна в спонтанном обучении. А что же делать с формальной неуспеваемостью?

Для начала давайте определимся, что это такое. Неуспеваемость – это когда ваше дитятко не систематически не успевает усваивать знания по ряду предметов. То есть это не три двойки за одну тему. И тем более не две двойки за забытую физкультурную форму. Неуспеваемость – штука весьма стабильная.

Итак, вы заметили, что вашу семью настиг такой страшный зверь. Ваш ребёнок стабильно не выбирается из плохих отметок. Особенно страшно, если до этого он каким-то образом учился весьма неплохо по всем фронтам (включая результативность в виде действительных, реально усвоенных знаний и умения это применять в жизни). Для начала нужно понять, в чём причина неуспеваемости, а уже от этого отталкиваться, что же делать. Итак, каковы основные причины неуспеваемости вашего чада в школе?

Различные проблемы со здоровьем. Сюда относим такие проблемы, как частые пропуски в школе по болезни, а также, к примеру, проблемы со слухом или зрением. Ребёнок не видит, что написано на доске, информацию воспринимает лишь частично, а потому ему сложно её адекватно и полномерно усвоить. В таком случае важно, во-первых, выявить заболевание. А если оно вам известно, то помогать навёрстывать упущенное с помощью репетиторов. Только прошу вас, дорогие родители, не надо из дома устраивать школьный филиал! Пусть репетитор будет именно мотиватором к изучению материала! Тогда ребёнок сможет и сам навёрстывать пропущенный материал и будет делать это с очевидным интересом. Естественно, результат будет потрясающим.

Плохое усвоение информации. Я уже писала выше, что все дети разные. И кто-то может быть не готов усваивать данную тему, которую с бедного ребёнка трясут учитель и школьная программа. Это вовсе не значит, что ваш ребёнок глупее одноклассника! Ни в коем случае не думайте в этом ключе! Просто наша программа школьного образования (да и университетского тоже, к слову) придумана и продумана для такого усреднённого ребёнка, который как с картинки. Но дети не роботы, которых штампуют на одной фабрике по одной схеме. И это важно понимать. В таком случае где-то полезно отпустить ситуацию и дать ребёнку самому заинтересоваться темой, а где-то можно попробовать также с репетитором позаниматься. Ещё есть такое ваше право законное как семейное образование. Вот здесь уж точно ребёнок сможет блеснуть перед вами своими талантами во всей красе! А ведь часто так бывает, что ребёнок, который станет гением алгебры, в школе из двоек по этой же алгебре не вылезал. Подача уж у нас такая и линейность образования, что детям, выходящим за рамки усреднённости может быть уготована роль двоечников.

Психологические факторы неуспеваемости. Душевное, моральное состояние ребёнка – это основа его стремления познавать, его тяги к учёбе и умению усваивать информацию! Поэтому так важно отмечать любые перемены в психологическом состоянии вашего ребёнка. Общайтесь с ним, наблюдайте за ним, стремитесь его принимать таким, какой он есть и понимать. Потому что с давлением на ребёнка, как я выше писала, школа справляется сама благодаря ряду причин. А если ещё и родители добивают, выбивая у ребёнка почву из-под ног, лишая его спокойствия в отчем доме, то о какой такой успеваемости может идти речь? Безусловно, есть такие бойцы, которых все трудности подталкивают к активным действиям. Но там есть свои нюансы. Мы же разберём те случаи, когда ребёнок не хочет или не может прогнуться под обстоятельства и просто тонет в них. Итак, что же может нарушить психологическое равновесие, душевную стабильность вашего ребёнка?

  • Смена школы. Здесь всё примерно ясно: новая школа – это уже устоявшийся коллектив со своими правилами, своим уставом. И быть новеньким весьма тяжко, особенно если скорость привыкания к новым обстоятельствам у ребёнок невелика. И даже если смена школы была желаема для вашего ребёнка и является благоприятным, радостным событием, то помните: счастье – это тоже стресс, хоть и положительный. И он также может выбивать из привычного стабильного состояния.
  • Травля в школе, классе. Буллинг – это очень острая тема. Жертвой буллинга (коллективная травля) может стать абсолютно каждый. Не надо самонадеянно думать «уж нас это не может коснуться». Травля касается всех. И жертвы, и нападающих, и даже очевидцев. Естественно, ребёнок может закрыться в себе, начать прогуливать и это всё скажется на успеваемости. Здесь важно, чтобы в решении проблемы были задействованы все взрослые, включая учителей.
  • Плохие отношения с учителем или несколькими учителями. Опираясь на практику предыдущего пункта, могу сказать, что в травле зачастую прямо или косвенно задействованы учителя. Или же представители родительского комитета, влияющие на отношение учителя как к ребёнку отдельно, так и к его семье. Бывает так, что учитель за что-то буквально возненавидел родителя ребёнка, а отыгрывается на самом ребёнке, причём даже не всегда осознанно. Конфликты с учителями проявляются по-разному: предвзятость в любом её виде, занижение оценок, даже публичное унижение. Проблема здесь в том, что если родитель идёт разбираться в школу, то обычно ситуация ухудшается. Но с другой стороны если родитель идёт дальше и обращается в министерства, привлекает внимание общественности, то безнаказанными такие неправомерные поступки взрослых людей (учителей) по отношению к неокрепшим умам наших детей не останутся.
  • Низкая мотивация к учёбе или полное её отсутствие. Да, наше образование заточено под конвергентов. И поэтому дивергентам может быть реально непонятно, зачем вот это всё учить вот в таком формате. А бывает так, что ребёнок с детства знает, что уйдёт в спорт. И он действительно не может отразить, зачем ему геометрия, физика ещё куча всякого. В таком случае прямая задача родителя – задать нужный мотивационный тон, присоединив к реактивному обучению школы спонтанное обучение жизни. Только внимание, родители! Не надо думать, что одними только материальными поощрениями можно замотивировать ребёнка на учёбу! К слову, не только на родителях лежит ответственность за мотивацию детей к учёбе. Учителя, школа также обязаны разжигать интерес к обучению у детей. Но, к сожалению, профессиональное выгорание в нашей системе образования встречается чаще, чем в других. И молодые учителя, полные запала и задора, просто не могут выстоять в очень специфическом коллективе из учителей, что называется, старой закалки.
  • Трагедии, которые случились с ребёнком. Потеря друга, а может быть смерть важного взрослого, а может быть любимая собака убежала. А знаете сколько ещё может быть трагедий, которые свалились на хрупкие плечики детей? И это всё давит на ребёнка, что уже в последствии влияет на успеваемость. И вот тут задумайтесь, родители: вам важнее психологическое состояние ребёнка, его здоровье или же просто циферка в дневнике? Если вы узнали, что у ребёнка случилась трагедия, то не запускайте ситуацию. Сходите в школу, поговорите с учителем, запишитесь на приём к психологу, дайте ребёнку прожить его трагедию. А оценки подождут. Да и не показатель реальных знаний они!
  • Неблагополучная обстановка в семье. Дети из неблагополучных семей чаще всего страдают от неуспеваемости в учёбе. И виновата в этом не «маргинальная генетика» (именно так одна учительница сформулировала якобы причину неуспеваемости нескольких детей в её классе). Нет, тут дело в том, что ребёнок живёт в постоянном стрессе. Плюсуем сюда педагогическую запущенность. Что это такое? Это когда ребёнком просто не занимались. Он бы знал, что в радуге семь цветов, но ему это не рассказывали. В таком случае не могу обратиться к родителям неуспевающего ребёнка. Но зато здесь могут помочь неравнодушные учителя и другие родители. Немного внимания, терпения и понимания, и ребёнок вытянется из этой ямы семейного неблагополучия хотя бы на время школы.
  • Напряжённые отношения в семье. Это не то же самое, что предыдущий пункт. Это уже речь о конфликтах в обычных семьях. Даже если ребёнком занимаются, внешне ему дают всё, но вот родители между собой постоянно хлеще кошки с собакой дерутся, ребёнок вполне может не успевать по школьной программе. Климат в семье очень влияет на ребёнка в целом. А это значит, что если вы заметили снижение успеваемости и понимаете, что, к примеру, ближайшие родственники устраивают в последнее время скандалы, то не упивайтесь ложными доводами о том, что раз ребёнок внешне не втянут в конфликт, то его обстановка в семье не касается. Касается, да ещё как! 
...

Дарья Беляева – психолог и тренер личностного роста

Запишитесь на дистанционный приём к профессиональному психологу и тренеру личностного роста Дарье Беляевой! Запись на дистанционную консультацию к психологу и тренеру личностного роста позволит найти решение своих проблем и получить ответы на свои вопросы!

Что имеем в итоге? 

Вопрос успеваемости и неуспеваемости ребёнка в школе – это вопрос тонкий. И он требует конкретного подхода к каждой отдельно взятой ситуации. Не надо ставить во главу стола оценки в дневнике и похвалу в ваш адрес от учителя на родительском собрании. В конце концов, жизнь человека (вашего ребёнка), его судьба в ваших руках, а не в руках тех родителей одноклассников, перед которыми вам так хочется покрасоваться. Более того, важно показать ребёнку, что учёба в школе – это ЕГО дело. А чтобы это понимал ребёнок, такую простую вещь должны понимать сами родители. Это ребёнок учится, вы же своё отучились уже. И не надо перекладывать свои амбиции на юные умы и хрупкие плечи наших деток. Поймите, оценки – это не показатель личности, это вообще бывает и не показатель чего бы то ни было. Если вы замечаете, что ребёнок в какой-то теме скатился до двоек, то просто расслабьтесь. Ну не понял он сегодня этот материал, поймёт завтра. Я вот в таких случаях ищу интересный и смешной способ донести материал своей дочери. Ну не понятна ей задача на корзинах с яблоками. Зато она прекрасно отражает, что к чему, если категориями исчисления в математической задачке становятся мешки с её любимыми сникерсами. Вообще, когда моя дочь просит меня помочь, я не превращаю выполнение домашних заданий в аналог школьных уроков. Наоборот, мы с ней занимаемся весело, здорово и в процессе беседы. Можем отвлечься на какие-то светские разговорчики, попеть песенки, посмеяться. И в таком формате учёба уже не кажется муторной каторгой, а становится увлекательным путешествием.

Отдельный совет: старайтесь дома не говорить о школе в формате допроса. Ребёнок и так торчит по 5 – 6 – 7 часов в месте, в котором его загоняют в рамки, где ему приходится буквально выживать. Особенно если он дивергент, ведь дивергентам сложнее даётся реактивное обучение, которое культивируется в нашем обществе. Так пусть хотя бы дома он может проявлять себя. Комфортно ему делать домашнее задание, лёжа на полу? Окей, постелите коврик для йоги и пусть себе лежит. Хочет он учиться дома по своей собственной системе? Пускай. Я, бывало, делала так в своё время: 10 минут русского языка, 15 минут математики и неожиданно вставляла 13 минут химии. И ведь таймер ставила даже. Ну вот так мне было удобно. Повезло, что обязанность учиться считалась чисто моей обязанностью, в процесс особо никто не вмешивался.

Успехов вам и вашим детям! Пусть интерес к познанию не угасает с годами. И помните: интерес и вкус к жизни вашего ребёнка находится в ваших руках, дорогие мамы и папы, бабушки и дедушки, тёти и дяди!