Дарья Беляева от 24.04.2020
Категория: Заболевания и расстройства

«Это был не я!» или диссоциативное расстройство идентичности

Билли Миллиган стал известен в широких кругах благодаря фильму «Сплит». Именно через главного героя зрители познакомились с таким сложным диагнозом как диссоциативное расстройство идентичности.

«Раздвоение личности» – это тот диагноз, который слышал, наверное, каждый. Обычно люди несколько пугаются, представляя себе человека с таким расстройством. Именно поэтому оно обросло большим количеством различных мифов. Некоторые из них кинематограф поддерживает и даже усугубляет. Некоторые же фильмы показывают эту психическую проблему весьма чётко. Однако лучше всё-таки знать хотя бы основную правдивую информацию о таком заболевании как диссоциативное расстройство идентичности. Это полезно не только в рамках удовлетворения личного интереса и самообразования, но и для того, чтобы понимать, как действовать, если вы столкнётесь с обладателем этого расстройства.

Дарья Беляева – психолог и тренер личностного роста

Учитывая, что это заболевание весьма редкое, конечно шансы встретиться в обычной жизни с носителем расстройства не особо велики. Но бывает в жизни разное. Я тоже думала, что не встречусь с подобным расстройством, потому что я не активно работающий психиатр в клинике. Но жизнь мне преподнесла несколько сюрпризов, когда на консультации приходили ребята с этим диагнозом. Также я встречала их и просто в жизни, в компании. Так что, как говорится, не зарекайтесь!

Теперь же перейдём к информативной части. Диссоциативное расстройство идентичности (или расстройство множественной личности) – это психическое расстройство, характеризующееся существованием как минимум двух отдельных различимых личностей в одном теле. Это относительно устойчивые личности или диссоциированные личностные состояния. Они поочерёдно проявляются в поведении человека, что сопровождается ухудшением памяти. Эти провалы в памяти нельзя списать на забывчивость, рассеянность, невнимательность или злоупотребление алкоголем, психоактивными или наркотическими веществами. 

Средний возраст постановки диагноза составляет 28-30 лет, это связано с трудностями определения заболевания, его высокой коморбидностью и некоторыми иными тонкостями. Так, к примеру, влияет на диагностику тот факт, что периодически встречаются люди, пытающиеся симулировать болезнь. Когда пытаются уйти от наказания или в иных случаях. Другим фактором, усложняющим определение заболевания, можно назвать качества личностей больного. Сама редкость этого расстройства также сказывается на возможностях диагностики, изучения заболевания и его лечения. К слову, до сих пор бывает, что при диссоциативном расстройстве идентичности ставят диагноз «шизофрения», хотя это неверно.

Что касается самих личностей (их ещё называют эго-состояния), то они могут быть абсолютно разными. От слабо отличимых до таких случаев, когда в одном теле уживаются разновозрастные и разнополые личности. Каждая при этом имеет свой характер, свои навыки и таланты, умственные способности, национальность и мировоззрение. Переключаясь, одна личность захватывает контроль над всеми остальными личностями и человеком в целом. Исходная личность называется личность-хозяин. Интересно, что некоторые личности могут никогда не проявляться, а только лишь упоминаться другими личностями. Число этих личностей вариативно и может достигать в некоторых случаях 45-50 разных идентичностей. 

Качество их существования также различается от фрагментарного, аморфного до прочного и устойчивого. Некоторые личности могут быть устроены максимально просто, другие же имеют сложную организацию, когда внешне может даже казаться, будто меняется телосложение и черты лица. Эго-состояния могут знать друг друга, продолжая дела предыдущей личности или же наоборот исправлять то, что было сделано другой идентичностью. А могут полностью отрицать существование друг друга. Бывает и такое, что определить личность-хозяина практически невозможно, поскольку наиболее сложно устроенные личности максимально близки к реальному положению дел.

В таком случае личность-хозяин устанавливается исходя из документальных подтверждений, а характер исходной идентичности остаётся загадкой. Я встречала даже такие случаи, когда исходная личность буквально пропадала, растворялась, а максимальный контроль над жизнью получало самое устойчивое эго-состояние. Сами переключения происходят обычно через моргание, закрывание или закатывание глаз, недолгий уход в себя, а также через судороги, дрожь, нистагм (быстрое дрожание, трепетание глаз), различные гримасы и транзиторные лицевые тики. Как только личность захватывает контроль, она может проявиться не только в голосе, манере речи, но и с помощью жестов, действий – от изменения причёски (убрать чёлку, распустить волосы или наоборот собрать в хвост) до переодевания, нанесения или снятия макияжа.

При этом контролирующая личность может как удивляться, откуда на ней такая одежда или косметика, так и высказывать недовольство в адрес другой идентичности: «Ну почему Марина носит такое тряпьё?! Нельзя одеваться стильно?» или «Опять Машка покрасилась, а я теперь как не мужик ходить должен что ли???». Женская личность может впадать в настоящую апатию из-за того, что мужская до этого побрила голову на лысо.

Множественное расстройство личности – это хроническое заболевание, не имеющее конкретных временных границ. Оно не излечивается самостоятельно, а значит присутствует у человека на протяжении всей его жизни. Стоит отметить, что количество личностей может меняться. Первая причина – это отщепление и развитие новой личности. Вторая причина – раскрытие других идентичностей по мере диагностики и лечения пациента.

Что же касается диагностики, то это очень трудоёмкий процесс. Мало того, что само диссоциативное расстройство идентичности может маскироваться под другие заболевания, может идти в связке с различными расстройствами, так и каждая отдельная личность может иметь свой собственный диагноз (а то и несколько). Как я уже писала, одна личность может находиться в апатии вплоть до глубокой депрессии, а у другой может наблюдаться кататоническая шизофрения, например. Так происходит потому, что травма, являвшаяся причиной диссоциативного расстройства идентичности, накладывает на каждую субличность свой отпечаток. И в зависимости от того, какая из личностей пришла на приём к специалисту, такой диагноз и ставится. Поскольку каждая субличность может ходить к своему специалисту или же вовсе отрицать проблему, то выявить диссоциативное расстройство может быть крайне затруднительно. В среднем для установления наличия расстройства идентичности требуется 6-9 лет!

В Международной классификации болезней 10-го пересмотра (МКБ-10) множественное расстройство личности имеет код F44.81, которое относится к рубрике «Другие диссоциативные (конверсионные) расстройства». По МКБ-10 для установления множественного расстройства личности необходимо соответствие следующим критериям:

Однако в 2019 году утвердили МКБ-11, который вступит в силу в 2022 году. Там достаточно много изменений, поэтому на данный момент актуально будет воспользоваться и другими классификациями. Так, к примеру, можно воспользоваться Диагностическим и статистическим руководством по психическим расстройствам. Там выделяют следующие критерии для определения диссоциативного расстройства идентичности:

Также существуют дополнительные маркеры, по которым специалист может выявить диссоциативное расстройство идентичности:

Для диагностики множественного расстройства личности психиатр использует ряд инструментов:

Опросник диссоциативных переживаний (Questionnaire of Experiences of Dissociation, QED), состоящий из 26 вопросов, касающихся широкого спектра диссоциативных феноменов.

Опросники деперсонализации.

Шкала диссоциации (Dissociation Experience Scale, DES) для оценки выраженности диссоциативных феноменов как на клинической, так и на нормальной популяции.

Шкала оценки изменённости восприятия (Perceptual Alteration Scale, PAS), составленная на основе пунктов из MMPI (Миннесотский многоаспектный личностный опросник).

Опросник перитравматической диссоциации (ОПД), который состоит из девяти вопросов, каждый из которых оценивается по 5-балльной шкале Ликерта. Предназначен для субъективной оценки диссоциативных симптомов, вызванных переживанием травмирующего события.

Структурированное клиническое интервью для диссоциативных расстройств в соответствии с классификацией DSM-IV (Structured Clinical Interview for DSM-IV Dissociative Disorders, SCID-D), позволяющий диагностировать все расстройства диссоциативного спектра.

Интервью для диагностики диссоциативных расстройств (Dissociative Disorders Interview Schedule, DDIS). Жёстко структурированное интервью, предназначенное для диагностики как диссоциативных расстройств, так и депрессии, пограничного расстройства и ряда других заболеваний.

При этом обязательно проводятся исследования для выявления заболеваний, способствующих проявлению симптоматики, свойственной для диссоциативного расстройства идентичности. Помимо этого специалисты проводят ряд исследований для выявления коморбидных заболеваний. Пациенты с множественным расстройством личности отличаются большим количеством обще медицинских, неврологических и психиатрических диагнозов. Интересно то, что эти заболевания могут послужить сигналом для начала диагностирования диссоциативного расстройства идентичности. К таким заболеваниям относятся:

Считается, что данное расстройство может быть вызвано глубокой травмой в детстве и пренебрежением со стороны родителей или значимых взрослых. При этом травма может быть как психологического формата, так и физического. Могло иметь место сексуальное насилие. Таким образом, диссоциативное расстройство идентичности приписывают к посттравматическому стрессовому расстройству. Когда человек (чаще ребёнок) столкнулся со стрессом, который он не может самостоятельно пережить, он пытается абстрагироваться от него. А поскольку травма оказалась слишком серьёзной, помощи ребёнок не получил (как помним, пренебрежение взрослыми), то человек старается как бы отделить себя нынешнего от того, с которым случилась травмирующая ситуация.

На фоне стресса происходит расщепление личности. Оно отличается от шизофренического, когда происходит расщепление на отдельные характеристики и черты, здесь конкретно разделение на отдельных полноценных личностей. И когда процесс запускается, он уже может и не остановиться. Несмотря на то, что обычно предел количества личностей составляет 40-50 эго-состояний (как я писала выше), были случаи, когда насчитывали около ста различных идентичностей!

Как же лечится такое сложное заболевание? Конечно, главной задачей является объединение всех идентичностей и их слияние с личностью-хозяином. Но не всегда можно достичь такого эффекта. Для лечения множественного расстройства личности используется следующая поэтапная методика:

Психотерапевты используют различные техники, приёмы и методики при работе с такими пациентами. Это и работа со сновидениями, и гипнотерапия, и работа через «внутреннего помощника», а также работа с каждой личностью, побуждая личность-хозяина учиться специально переключать одну личность над другую. Это нужно, чтобы личность-хозяин учился получать всё больший контроль над телом и над своим состоянием.

В целом, прогноз для пациентов с диссоциативным расстройством идентичности относительно благоприятный. Особенно если сопутствующих заболеваний нет или немного. Потому что лечить, например, и кататоническую шизофрению, и депрессию, и диссоциативное расстройство, мягко говоря, сложно. Также прогноз зависит от целей пациента: объединение и устранение всех субличностей или же снижение амнезии после переключений.

Диссоциативное расстройство идентичности известно достаточно давно. А существует ещё дольше. Раньше это заболевание принимали за одержимость демонами. Даже не дьяволом (одним), как в случае с эпилепсией. А именно демонами. Так, к примеру, было с Аннелизой Михель. У неё, правда, был целый «букет» заболеваний, в том числе и психиатрических. Но то, что она говорила разными голосами, называла себя разными именами (включая даже знаменитых личностей), а в промежутке была обычной нормальной девушкой уже указывает на то, что одним из диагнозов было диссоциативное расстройство идентичности.

Упомянутый мной вначале Билли Миллиган (Уильям Стэнли Миллиган) в отличие от Аннелизы имел подтверждённый диагноз. В нём насчитывалось 24 полноценных личности, 10 из которых были основными. Билли – изначальная личность – был усыплён субличностями. Они смогли это сделать, когда сам Билли хотел покончить жизнь самоубийством. Таким образом личности захватили власть над телом и взяли на себя ответственность за сохранение безопасности. У Билли Миллигана были 2 главенствующие субличности, которые определили «своих» и «нежелательных» – последних было 13. Они стали таковыми из-за своих проступков. Также позже появилась объединяющая личность – Учитель. 

Дарья Беляева – психолог и тренер личностного роста

Он мог рассказать историю Билли, вспомнить забытые эпизоды. Именно благодаря Билли Миллигану определили, что субличности могут иметь даже разный IQ. После десяти лет интенсивной терапии в 1988 или 1991 году Билли Миллиган был объявлен «целым» и выпущен из клиники. Дожил он до 2014 года. Смерть наступила в следствие онкологического заболевания. А вот случай Эстель Ла Гарди описан психиатрами ещё в 1840 году. Парализованная одиннадцатилетняя девочка, страдавшая от сильной боли, постоянно находилась в полусне. После проведённого лечения она начала впадать в гипнотическое состояние, во время которого спокойно плавала, бегала, прыгала. Выходя из состояния она обратно становилась прикованной к постели. Вторая Эстель просила жалеть первую.

Если говорить о тех, с кем виделась я, то там случаи, может и не самые выдающиеся, но они оставили глубокое впечатление. Я видела своими глазами переходы. Я имела возможность узнать «изнутри», как это – когда вас несколько. И всё это ты, но не ты. Волнительно слышать нечто вроде: «Ко мне обращался голос. Из той пустоты, что образовалась в голове. Потом оттуда вышел человек.» С одним клиентом на свой страх и риск мы решили попробовать взять под контроль образование субличностей. Так появилась личность, которая помогла ему достичь успехов в учёбе. Потом была проработка по интегрированию. А после чего он сам уже создал успешного человека, который с лёгкостью прошёл жёсткий отбор на работу мечты. Настолько успешно, что в фирме даже не посмотрели некоторые моменты его биографии, которые обычно служат отказом в приёме на работу. Кстати, я узнала, что момент переключения отражается у всех по-разному. Кто-то помнит его и описывает как «луч света выбирает одну из личностей, сидящих по кругу». У кого-то иные описания. А есть те, кто и не помнит этого момента.

Я понимаю людей, которые чувствуют холодок, когда даже просто представляют себе встречу с подобным человеком. Но на самом деле это не так страшно. Безусловно, опасаешься, что проснётся агрессивная и опасная субличность. Но в целом, если нет на то предпосылок, то обычно подобные субличности спят. Если у вас есть знакомые с таким расстройством, то не стоит проявлять излишнюю напряжённость. Она только даст повод проявиться нежелательным личностям. Попробуйте приспособиться к сменам лиц. Главное, отнестись максимально спокойно и с пониманием. Сложно не удивляться, когда огромный мужчина просит тонким голосом накрасить ему ногти, ведь «она» ещё не умеет. Но стоит принимать это как данность и подстраиваться. И, конечно же, если вы входите в близкий круг общения, то стоит поддержать человека и помочь ему пройти путь лечения.

Не бойтесь неизведанного! Будьте внимательны к себе и своим родным! Успехов вам и здоровья!

Оставить комментарий